Каждый человек в своем развитии переживает множество кризисов. Немаловажным из них считается кризис подросткового возраста. Как известно, именно в этот период закладывается «фундамент» будущей зрелой личности.
Все происходит неожиданно для родителей: из ребенка вдруг получается неказистое, угловатое, странное создание, а специалисты говорят - это подросток. Вслед за этим в дом приходит подростковая культура, новые друзья и подруги, первая любовь, муки поиска, открытия уже тысячу раз открытого. Часто родители забывают, что сами когда-то были подростками, и им были свойственны те же перемены и трудности, которые сейчас переживают их дети. Вопросы: «Что со мной?» и « Кто я?» волнуют сердца взрослеющей личности. И здесь многое зависит от семьи. Родители из-за отсутствия элементарных знаний о подростковых переменах, не желают принимать тот факт, что их дети – уже не дети. Или, как это часто бывает в современных семьях, мама и папа отягощены только заботами быта и карьеры, поэтому не способны увидеть и услышать важный сигнал: «Мама, папа, посмотрите, - я меняюсь!». А как быть, если семья асоциальна, где алкоголизм, наркомания и насилие - норма жизни?
Мы можем себе представить, насколько тяжело переживает новый период своей жизни подросток из такой семьи. Стиль жизни в таких семьях с постоянным неуважением друг к другу, ссорами, невниманием оставляет неудовлетворенными основные потребности ребенка: отсутствие эмоциональной теплоты, понимания, защиты со стороны старших. Создаются условия образца антисоциального, аморального поведения взрослых.
Подростки, выросшие без любви, внимания, заботы страдают отсутствием психологической защищенности, что ослабляет и деформирует их потребность в общении. Они ущерблены и уязвимы. Для них искажено восприятие собственного «Я». Нормы и правила жизни им диктует улица (законы стаи). Таким подросткам неведома дружба. В своем уличном клане они ценят физическую силу, изворотливость, злость, власть над другими. Сексуальная распущенность, примитивность образа жизни, курение, алкоголь – вот ступени, по которым подросток спускается на «самое дно» человеческого общества. В данном случае несколько консультаций психолога могут изменить ситуацию в положительную сторону.
Индивидуальные консультации психолога способствуют разрешению детско-родительских конфликтов, формированию адекватной самооценки и адаптации детей в социуме, причины которых кроются в стереотипах поведения родителей и детей, нарушении семейных ролей, супружеских взаимоотношениях.
Другой эффективной формой работы с подростками является социально-психологический тренинг – это совокупность активных методов практической психологии, используемые с целью формирования навыков самопознания и саморазвития, в результате чего разрешаются многие психологические проблемы подростков и укрепляется их психическое здоровье.
Проблемы взаимоотношений «родитель-ребенок» не могут быть решены благодаря психокоррекции только ребенка, потому что семья – это целостная система. Работа с родителями заключается в повышении их чувствительности и внимательности к ребенку, выработке более адекватного представления о детских возможностях и потребностях, ликвидации психолого-педагогической неграмотности и продуктивной реорганизации арсенала средств общения с ребенком.
Но, какой бы ни был вид психологической работы с подростком, главное: помочь ему и его родителям максимально благополучно пережить один из важнейших этапов развития личности – кризис подросткового возраста.
Психолог УСС (город) М.В. Ефимова