Очередная встреча семейного клуба "Гармония" службы содействия семье и детям ГКУСО СО "Семейный центр помощи семье и детям "Ступинский" была посвящена такому сложному вопросу как взаимопонимание между родителями и подростками. Подростковый возраст — время проверки всех членов семьи на социальную, личностную и семейную зрелость. Оно протекает с кризисами и конфликтами. В этот период все скрытые противоречия выходят наружу.
Во время беседы было отмечено, что даже в благополучных семьях возникает определенная сложность общения с детьми старшего школьного возраста. Причем сложность увеличивается еще и потому, что родители часто не понимают, что с выросшими детьми общение должно строиться по-другому. Не всегда родители различают, что нужно запрещать, а что следует разрешать. Все это может создать весьма непростую ситуацию. Мнения расходятся по многим вопросам, например, с кем надо дружить, какую профессию выбрать, хороши ли современная музыка, кино, мода и т. д. Это объясняется тем, что родители выросли в других условиях, а некоторые и не выросли вовсе, проявляя поведение, свойственное незрелой личности.
Таким образом, позиция старшеклассника в семье во многом определяется атмосферой, господствующей в конкретной семье. Если подросток чувствует любовь родителей, к нему внимательны, но не навязчивы, то и этот сложный период взросления пройдет у ребенка, скорее всего, гладко, без срывов. Если же подросток ощущает заброшенность, ненужность, то появляется черствость, эгоизм, агрессия по отношению к другим.
В результате теряется контакт и уважение. Всем от этого неуютно. Кто же должен сделать первый шаг к примирению? Как правило, родители. Они мудрее, у них больше опыта в общении. Взрослые должны всегда помнить, что подросткам хочется видеть в родителях друзей, которые помогут решить проблемы самосознания и самоопределения. Самому сделать это бывает не под силу, появляется чувство безысходности, и, не от отсутствия информации, а от отсутствия взаимопонимания, сочувствия.
Как же достичь взаимопонимания и строить отношения с подростком, чтобы не испытывать трудности в подростковом возрасте. И родителям, и подросткам, нужно точно знать, как выходить из критических ситуаций. В этот период каждый в семье начинает по-новому видеть окружающих, все должны как бы заново знакомиться друг с другом. Пройдете ли вы этот этап с наименьшими потерями, будет зависеть от того, что преобладает в семье — любовь или страх, уважение или безразличие.
Основы будущих перемен в отношениях родителя и подростка можно изложить примерно так:
* Вы, родитель, должны четко изложить подростку свои страхи и опасения, чтобы он мог вас понять.
* Вы, подросток, должны честно рассказать о том, что происходит с вами, и постараться сделать так, чтобы вам поверили. Вы должны тоже рассказать о своих страхах и знать, что вас выслушают без критики и осуждения.
* Вы, родитель, должны показать свою готовность слушать и понимать. Понимание - это не прощение. Оно просто создает твердую основу, на которой можно строить дальнейшие отношения.
* Вы, подросток, должны объяснить родителям, что нуждаетесь в том, чтобы они выслушали вас, не давая советов, пока вы сам не попросите их об этом.
* Вы, родитель, должны понимать, что подросток вовсе не должен обязательно следовать вашим советам.
Только при учете всего этого возможен осмысленный диалог между двумя равноправными личностями.
В заключении встречи была проведена игра-шутка "Сиамские близнецы"(К.Фопель). Правила игры заключались в том, что родителю и ребенку было предложено нарисовать что-либо связанными руками (связываются правая рука ребенка и левая - взрослого) В процессе игры "направляющими" выступали дети, а "исполнителями" были родители. После небольшого замешательства семьи успешно справились с заданием. Интересным оказался результат совместной работы - признание в любви подростков к родителям.
Во время беседы было отмечено, что даже в благополучных семьях возникает определенная сложность общения с детьми старшего школьного возраста. Причем сложность увеличивается еще и потому, что родители часто не понимают, что с выросшими детьми общение должно строиться по-другому. Не всегда родители различают, что нужно запрещать, а что следует разрешать. Все это может создать весьма непростую ситуацию. Мнения расходятся по многим вопросам, например, с кем надо дружить, какую профессию выбрать, хороши ли современная музыка, кино, мода и т. д. Это объясняется тем, что родители выросли в других условиях, а некоторые и не выросли вовсе, проявляя поведение, свойственное незрелой личности.
Таким образом, позиция старшеклассника в семье во многом определяется атмосферой, господствующей в конкретной семье. Если подросток чувствует любовь родителей, к нему внимательны, но не навязчивы, то и этот сложный период взросления пройдет у ребенка, скорее всего, гладко, без срывов. Если же подросток ощущает заброшенность, ненужность, то появляется черствость, эгоизм, агрессия по отношению к другим.
В результате теряется контакт и уважение. Всем от этого неуютно. Кто же должен сделать первый шаг к примирению? Как правило, родители. Они мудрее, у них больше опыта в общении. Взрослые должны всегда помнить, что подросткам хочется видеть в родителях друзей, которые помогут решить проблемы самосознания и самоопределения. Самому сделать это бывает не под силу, появляется чувство безысходности, и, не от отсутствия информации, а от отсутствия взаимопонимания, сочувствия.
Как же достичь взаимопонимания и строить отношения с подростком, чтобы не испытывать трудности в подростковом возрасте. И родителям, и подросткам, нужно точно знать, как выходить из критических ситуаций. В этот период каждый в семье начинает по-новому видеть окружающих, все должны как бы заново знакомиться друг с другом. Пройдете ли вы этот этап с наименьшими потерями, будет зависеть от того, что преобладает в семье — любовь или страх, уважение или безразличие.
Основы будущих перемен в отношениях родителя и подростка можно изложить примерно так:
* Вы, родитель, должны четко изложить подростку свои страхи и опасения, чтобы он мог вас понять.
* Вы, подросток, должны честно рассказать о том, что происходит с вами, и постараться сделать так, чтобы вам поверили. Вы должны тоже рассказать о своих страхах и знать, что вас выслушают без критики и осуждения.
* Вы, родитель, должны показать свою готовность слушать и понимать. Понимание - это не прощение. Оно просто создает твердую основу, на которой можно строить дальнейшие отношения.
* Вы, подросток, должны объяснить родителям, что нуждаетесь в том, чтобы они выслушали вас, не давая советов, пока вы сам не попросите их об этом.
* Вы, родитель, должны понимать, что подросток вовсе не должен обязательно следовать вашим советам.
Только при учете всего этого возможен осмысленный диалог между двумя равноправными личностями.
В заключении встречи была проведена игра-шутка "Сиамские близнецы"(К.Фопель). Правила игры заключались в том, что родителю и ребенку было предложено нарисовать что-либо связанными руками (связываются правая рука ребенка и левая - взрослого) В процессе игры "направляющими" выступали дети, а "исполнителями" были родители. После небольшого замешательства семьи успешно справились с заданием. Интересным оказался результат совместной работы - признание в любви подростков к родителям.